Фрагмент для ознакомления
2
§1. Понятие реакции на занятиях спортом
Реакция - это сознательная реакция на определенный сигнал.
Все типы реакции имеют одинаковую структуру: получение сигнала (предшествующий период); осознание сигнала (основной период, латентный период); ответ (исполнительный период).
Типичным примером реакции является старт в спорте. Например, пло-вец, готовясь к старту, принимает исходное положение по команде «Внима-ние!». С этого момента и до пуска проходит фаза предварительного реагиро-вания. От выстрела до начала движения спортсмена проходит основной пе-риод скрытой реакции. От начала стартовых движений до отделения от ис-полнительного директора стартового стола. Реакции обычно очень мимолет-ны. Они длятся тысячные доли секунды. Но в это время система перифериче-ских и центральных нервных процессов головного мозга выполняет функции восприятия сигналов, сознания и посылает импульсы по эффективным путям к мышцам, которые обеспечивают выполнение контрмер [12].
В спортивной психологии различают простые и сложные реакции.
Простые реакции характеризуются сигналом и известной реакцией. Сложные реакции определяются двумя или более сигналами, одной или не-сколькими реакциями.
Существует три типа простых реакций: сенсорная, двигательная и нейтральная. Тип реакции зависит от направления внимания спортсмена. Например, если новичок ожидает, что команда будет выполнять действия (на старте), то у него возникает сенсорный тип реакции. Когда спортсмен сосре-дотачивается на предстоящих движениях, эта реакция относится к двигатель-ному типу. При нейтральном типе реакции у спортсмена нет акцента на вни-мании.
Сложные реакции характерны для всех видов спорта, в которых проис-ходят столкновения с соперниками (бокс, фехтование, борьба, спортивные игры).
Представители этих видов спорта обычно обладают значительным ар-сеналом приемов нападения, защиты и обмана, но не все заранее знают, как вести себя в данный момент, какой метод будет применен, поэтому их реак-ции носят характер выбора. Такие реакции также характеризуются скоростью, но имеют более длительный латентный период по сравнению с простыми реакциями, возникающими в результате поступления в мозг больших объемов информации и требующими повторной обработки.
Реакции - это проявление физического качества скорости.
Скорость реакции в спорте имеет большое значение. Часто исход борь-бы зависит от того, насколько своевременно и рационально спортсмен реаги-рует на изменения соревновательной ситуации или насколько своевременно он выполняет стартовое действие. Скорость реакции может быть улучшена с помощью специальных упражнений.
Скоростные способности понимаются как способности человека, обес-печивающие выполнение им двигательной активности в течение минималь-ного для этих условий промежутка времени. Различают элементарные и сложные формы проявления скоростных способностей. Элементарные формы включают скорость реакции, скорость каждого движения и частоту (темп) движений.
Все двигательные реакции, выполняемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Реакция заранее известного движения на из-вестный сигнал (визуальный, слуховой, тактильный) называется простой ре-акцией. Примерами такого типа реакции являются начало двигательного дей-ствия (старт) в ответ на выстрел из стартового пистолета в легкой атлетике или плавании, завершение наступательного или оборонительного действия в боевых искусствах или во время спортивной игры под дудку оркестра и т. д. Скорость простого отклика определяется так называемым скрытым (скрытым) временем отклика - временным интервалом от момента появления сигнала до начала движения. Задержка простого ответа у взрослых обычно составляет менее 0,3 секунды [15].
Сложные двигательные реакции возникают в видах спорта, характери-зующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действия (спортивные игры, такие как баскетбол). Наиболее сложными двигательными реакциями в физкультуре и спорте являются реакции «выбора» (когда нужно сразу вы-брать одно из нескольких возможных действий, адекватных данной ситуации).
В баскетболе такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч).
Временной интервал, затрачиваемый на выполнение движения (напри-мер, удар мячом по земле), также характеризует скоростные способности. Частота или темп движений - это количество движений в единицу времени (например, количество шагов, пройденных за 10 секунд).
В баскетболе в различных видах двигательной активности проявляются элементарные формы проявления скоростных способностей в различных со-четаниях и в сочетании с другими физическими характеристиками и техни-ческими действиями. В этом случае происходит сложное проявление ско-ростных способностей. К ним относятся: скорость выполнения целостной двигательной активности, способность достигать максимальной скорости как можно быстрее и способность поддерживать ее в течение длительного вре-мени [13].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашихмина А.А. Техники саморегуляции субъекта спортивной деятельности как фактор его психологической безопасности // Наука, образо-вание и культура, 2016. № 2 (5). С. 54-56.
2. Белинская Е. П. Социальная психология личности : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: ACADEMIA, 2009. - 301 с.
3. Белоусова О. В. Индивидуализация обучения студентов физкуль-турных вузов, совмещенная с общим подходом организации учебного про-цесса / Белоусова О. В., Дрижика А. Г. // Международная научная конферен-ция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», (11-14 июня 2006 г.) : материалы / Гос. Ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психоло-гов физ. культуры и спорта. - М., 2006. - С. 56-61.
4. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии : доп. со-ветом по психологии УМО по клас. унив. образованию / Т. В. Бендас. - М.; СПб.: Питер, 2009. - 430 с.
5. Бендас Т. В. Психология лидерства / Т. В. Бендас. - М.; СПб.: Пи-тер, 2009. - 447 с.
6. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессио-нальном общении / В.В. Бойко. - СПб. : Сударыня, 1999. - 32 с.
7. Винокуров Ю.И. Особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции, двигательной моторики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Тула, 2004. – 22 с.
8. Водопьянова Н.Е. Методика для оценки синдрома «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Диагностика здоровья : психол. практикум / ред. Г.С. Никифоров. - СПб. : Речь, 2007. - С .719 - 723.
9. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с. - Из содерж.: Синдром выгорания в аспекте профессионального стресса. - С. 128-171.
10. Гасанпур М.Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. - 2011. - № 4. - С. 70 - 72.
11. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Академия, 2000. - 288 с.
12. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических ка-честв. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Высш. шк., 1985. – 268 с.
13. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) // Эн-циклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М.: АСТ, 1997. - С. 90-100.
14. Заяц, А.А. Оценка качества жизни у студентов различных вузов г. Гомеля / А.А. Заяц // Адаптационно-компенсаторные механизмы регуляции функционирования в современных экологических условиях : материалы науч.-практ. конф. молодых учёных и студентов, посвящ. 10-летию образования Гомел. гос. мед. ин-та, 23–24 нояб. 2000 г., Гомель / [Редкол. : С. В. Жа-воронок и др.]. – Мозырь : Белый ветер, 2000. – С. 67–68.
15. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб. : Питер, 2009. - 576 с.
16. Ильин, Е.П. Психология спорта. - СПб. : Питер, 2008 - 352 с.
17. Ковальчук В.И. Профессиональное выгорание спортивного тре-нера / В.И. Ковальчук, В.И. Воронова // XII Междунар. науч. конгресс «Со-временный Олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех» : мате-риалы конф. - М. : Физическая культура. - 2008. - Т. 3. - С. 64-65.
18. Коломейцев, Ю. А. Социальная психология спорта : учеб. -метод. пособие.- Минск : БГПУ, 2004. - 292 с.
19. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания в про-фессиональной деятельности учителей : монография / А.Н. Коновальчук ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Волжский гос. инженерно-пед. ун-т». - Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2010. - 182 с.
20. Коц Я.М. Физиологические основы выносливости. Спортивная физиология: Учебн. для ИФК, 1986. С. 70-98.
21. Краев Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на появление агрессии и агрессивности у спортсменов : автореф. канд. психол. наук / Краев Ю.В. ; [С.-Петерб. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта]. - СПб., 1999. - 22 с.
22. Куликова О.А. Влияние психофизических упражнений ушу на работоспособность студенток I–II курсов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2004. – 25 с.
23. Кутергин, Н.Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-каратистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 18 с.
24. Кучкин С.Н. Резервы дыхательной системы при различных уров-нях аэробной производительности // Физиология человека. 1983. Т. 9. № 3. С. 406.
25. Ларин С.А. Важность психологического настроя в спорте // Во-просы науки и образования, 2018. № 8 (20). С. 152-155.
26. Лоренц, К. Агрессия / пер. Г. Швейник. - М. : Римис, 1997. - 352 с.
27. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2005. - 583 с.
28. Милашюс К.М. Влияние различных физических нагрузок, разви-вающих выносливость, на биохимические показатели крови у высококвали-фицированных спортсменок// Физиология человека. 1998. -Т.24, N 4. - С.108-112.
29. Мищенко А.В. Личностные детерминанты эмоционального выго-рания спортивных тренеров : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Мищенко А.В. - Сочи, 2011.
30. Мищенко А.В. Профилактика синдрома эмоционального выгора-ния у студентов тренерского отделения // Изв. Южного федерального ун-та. Пед. науки. - 2011. - № 5. - С. 138-146.
31. Моисеев С.Е. Методические основы обучения в контактном кара-те: дис. … канд. пед. наук. – М.: РГАФК, 1997. – 178 с.
32. Мухрыгина, О. И. Особенности смысловой саморегуляции пси-хическихсостояний студентов вузов : монография. - Самара : Самар. гуманит. акад., 2011. - 152 с.
33. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена : пер. с англ. / Предисл. А. В. Родионова. - М.: ФиС, 1979. - 224 с.
34. Опейкин М.В. Физическая подготовка студентов нефизкультурных вузов средствами традиционного карате-до: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Москва, 2008. – 23 с.
35. Орел В.Е.Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М. : Ин-т психологии РАН, 2005. - 329 с.
36. Оринчук, В.А. Оценка качества жизни и роли физической куль-туры в формировании здорового образа жизни студентов первых курсов вузов / В.А. Оринчук, А.Н. Оринчук, Н.В. Лапчинская, А.С. Большев // Физическая культура и спорт студенческой молодёжи в современных условиях: проблемы и перспективы развития : материалы IV Междунар. юбил. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию каф. физ. воспитания и спорта. – Тула : Изд-во Тул. гос. ун-та, 2008. – С. 155–157.
37. Петрыгин, С.Б. Волевая и психологическая подготовка в процессе занятий карате // Российский научный журнал. - 2012. - № 3/28. - С. 180-187.
38. Пешков Н.И. Влияние «профессионального выгорания» на моти-вы деятельности учителей физической культуры и тренеров ДЮСШ // Си-бирский учитель. - 2010. - № 67. - С. 9-10.
39. Родионов, А. В. Влияние психологических факторов на спортив-ный результат. - М. : ФиС, 1983. - 112 с.